Close

Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

Родителям

Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребёнок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем!

Что же могут сделать родители, если школьные трудности всё же появились?

Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвёртое — забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчён. Оставьте его в покое, он расскажет вам всё, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое — не обсуждайте проблемы ребёнка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчёркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упрёков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…». Понимаете, в чём дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребёнка — очень редко… Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребёнка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребёнку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки — но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жёстче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и » на расправу» другого. Имейте в виду, что ребёнок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда даётся в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

Седьмое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребёнка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчёркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребёнку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребёнку — это вознаграждение за его труд, причём не только на словах. Если этого не делать, ребёнок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр.

Девятое — и очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и чёткий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребёнок с трудом встаёт, не дёргайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.

Десятое — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).